Кино против фашизма

Представление о фашизме, как и о многих других вещах, в нашем обществе, складывается на основании стереотипов, которые во многом формируются через призму культуры. Поэтому, первая реакция зрителей на анонсы антифашистских показов — это удивление: «фашизм ведь победили еще в сорок пятом году!». Большинство наших зрителей видело множество советских фильмов о борьбе с нацизмом, некоторые смотрели итальянское кино о Движении сопротивления. А сцену с расстрелом беременной женщины из фильма «Рим открытый город» (Федерико Феллини, 1947 г.) знают даже те, кто не знаком с этой лентой. Однако, объектом внимания такого кинематографа был акт борьбы против фашизма в годы Второй мировой войны. Но сам этот враг чаще всего подавался зрителю абстрактно — или в виде данности, с которой сталкиваются герои.

Спустя двадцать лет кинематограф пришел к более зрелому взгляду на фашизм. В свете нового обострения общественных противоречий, обнаружилось, что чиновники, сделавшие карьеру при фашистских режимах, сохранили свои посты, а разбогатевшие на войне промышленники все так же преумножают свои капиталы. Кино и литература сделали эти вопросы предметом массового внимания. В середине шестидесятых и в семидесятых годах вышло множество кинокартин с глубоким анализом явления фашизма, вскрывающих его классовое происхождение и кровное родство с капитализмом. Это истории крупных промышленников, сотрудничавших с фашистскими режимами, и их детей в фильмах Лукино Висконти («Гибель богов», 1969) и Пьера Паоло Пазолини («Свинарник», 1969). Образные кинопритчи показывают зарождение нацистской идеологии, ее срастание с государством, игру либеральных политиков, выращивающих отряды чернорубашечников — в фильмах Карлоса Сауры («Анна и волки», 1972, «Выкорми ворона», 1975) и Фолькера Шлёндорфа («Жестяной барабан», 1979). Разнообразие таких фильмов, снятых в разных странах, но со сродной точки зрения, говорит об актуальности поставленной проблематики — и после просмотра таких фильмов фашизм уже не казался зрителям чем-то архаичным.

Кадр из х/ф «Рим — открытый город»
Кадр из х/ф «Рим — открытый город»

С развитием неофашизма в кино пришли популярные истории о радикальных неонацистских группах, основанные на вполне реальных биографиях ультраправых («Скины», 1992, «Американская история Икс», 1998, «Это — Англия», 2006, «Россия 88», 2009). Однако такое кино главным образом ориентировано на заинтересованную публику, углубленную в эту политизированную тему. Для тех, не стремится глубоко разобраться в истории и политике, намного интереснее жанр неисторического боевика, триллера и мелодрамы с антуражем второй мировой войны. Так что в наших кинотеатрах можно увидеть разве что «Бесславных ублюдков» Квентина Тарантино — но ничего из серьезных антифашистских лент.

В итоге, представление о фашизме эпохи Второй мировой войны и развитием правого движения в Украине оказывается напрочь разорванным в общественном сознании масс. В голове обывателя прочно укоренилось представление о том, что национализм и фашизм — это разные вещи; что можно недолюбливать «понаехавших» — и это не имеет ничего общего с ксенофобией и фашизмом. Об этом говорили мне одногруппники в 2008 году — когда мы обсуждали причины распространения ксенофобских идей среди столичных студентов, а в Киеве прошел первый фестиваль Антифашистского кино.

Именно в этот год стало особенно ощутимым нарастание правых настроений в и без того правом обществе Украины. Однако, эти настроения еще не были представлены в политическом пространстве страны. В то время они выражались не количестве депутатов от ВО «Свобода», а через всплеск насилия, обращенного к иностранцам — о котором практически не говорили титульные украинские СМИ. Власти изо всех сил скрывали действительную расистскую почву многих уголовных преступлений. Избиения и убийства иностранных студентов представлялись публике бытовыми драками, а погромы на рынках проходили в сводках как заурядные коммерческие разборки.

Актер Петр Федоров в роли лидера неонацистской группировки в фильме «Россия 88»
Актер Петр Федоров в роли лидера неонацистской группировки Кадр из фильма «Россия 88»

Тем не менее, рост ксенофобских настроений проявился даже в традиционно интернационалистическом вузе страны — Киевском Политехе. 23-го марта 2008-го ультраправая группировка «Патриот Украины» провела там факельное шествие. Оно было заявлено как акция «в защиту прав студентов на достойные условия проживания» — но на деле вылилось в акцию запугивания иностранных студентов. Под окнами общежитий, где жили иностранные студенты, в их адрес скандировались угрозы и оскорбления. При этом, администрация и правоохранительные органы действовали крайне пассивно: марш не был запрещен, а милиция и охрана только сдерживали противостояние между демонстрантами и противниками акции. С этого времени для студента-иностранца в КПИ стало нормальным объяснять свое отсутствие на парах и на сессии страхом выйти из дома — если в этот день на улицу выходят расисты.

Несмотря на то, что официально руководство вузов воздерживалось от каких-либо активных действий, афиши первых показов антифашистского кино старательно срывались — а так тщательно очищать стены могла только внутренняя служба безопасности. Тем не менее, они все же были замечены потенциальными зрителями. Уже первый фестиваль антифашистского кино — «Cinema against Fascism», организованный Киноклубом классического и социального кино весной 2008-го, сразу же привлек к себе общественное внимание. Кинозал ГАРККиИ (бывший зал Кинофакультета) не мог вместить всех желающих посмотреть наши киноленты. И хотя не все выдерживали тяжелые и жестокие картины, которые демонстрировались на фестивале, зал никогда не пустел.

Будущее закрепило этот успех. Аматорский и по-настоящему киноклубный фестиваль антифашистского кино продолжает свое развитие — в этом году он прошел уже в десяти городах Украины. Ведь настоящее кино — как и представляющий его киноклуб — не может не иметь своей позиции по вопросу культурной и идеологической борьбы против фашизма.

Для нас по-прежнему важно, что этот фестиваль направлен не только на критику отдельных проявлений расовой нетерпимости и крайних форм национализма, не только на осуждение конкретных исторических проявлений фашизма — но на раскрытие самой сущности крайне правой идеологии. Именно ее как нельзя лучше обнаруживает для всех искусство кино.

Антифашистское кино интернационально. Оно рождается заново, с каждым поколением режиссеров — и доступно для каждого. Поэтому, присоединяйтесь к нашим антифашистским показам — чтобы смотреть и проектировать солидарное кино на стены и экраны вашего города.

Мария Муратова, статья в интернет-журнале ЛІВА.com.ua