«Антифашистский» антисионизм или антисемитизм?

рисунок: Вася Ложкин

На субкультурных антифашистских сайтах иногда приравнивают сионизм к фашизму, как это делает, например, автор статьи «АНТИФАШИСТЫ ПРОТИВ СИОНИЗМА»1 под «говорящим» псевдонимом «х Внук х Даждьбога х». Это в корне неверная постановка вопроса.

Сионизм не является формой фашизма, хотя в 30-х в Палестине были свои «Гитлеры с еврейской улицы» (кстати, прозвище это Жаботинскому дали левые сионисты). Такой «еврейский фашизм» скорее факт истории, чем политическая реальность. Сионизм — не самая хорошая идея. Русский или украинский национализм тоже плохи, но странным образом украинские антифа не пишут статьи, отождествляющие украинский национализм с нацизмом, а некоторые русские борцы с уличными нацистами сами любят заигрывать с патриотизмом.

Хотя, например, несбалансированное отношение к «чужому» патриотизму бросается в глаза. «Свои» шовинисты нередко в писаниях «антирасистов» превращаются в положительных героев, например, русские националисты в Крыму противостоящие украинским «братьям по разуму»2. Эта, безусловно, касается не всех, кого называют АФА. Есть российские антифа, которые согласны с текстом Станислава Маркелова «Патриотизм как диагноз»3, а в Украине есть и такие кто использует лозунг «за свідомість класову — не національну»4 или чтят память рабочего и солдатского январского восстания5 в Киеве. То есть в этом молодежном движении есть разные тенденции.

Не просто все и с сионизмом. К сионизму был близок в свое время пламенный противник европейского фашизма и американского маккартизма (послевоенная практика репрессий против инакомыслящих в США) нобелевский лауреат и левый интеллектуал6 Альберт Эйнштейн. К концу своей жизни физик разочаровался в сионизме. Один из самых ярких критиков политики Вашингтона и Тель-Авива Ноам Чомский сам в юности отдал дань увлечению сионизмом. Социал-демократический интеллектуал, историк Тони Джадт в 1967 году ушел воевать добровольцем за Израиль. При этом его взгляды тогда были весьма леворадикальными. После знакомства с боевыми буднями Цахала он стал одним из критиков Израиля. Некоторых своих боевых товарищей из «армии обороны» он характеризовал как «правых подонков с антиарабскими взглядами»7.

Все они странным образом сочетали левые взгляды и сионизм. То есть выходит, что некоторые утверждения «антифашистской» статьи далеки от действительности. Например:

Идеологи сионизма пытаются доказать «неразрывную связь евреев во всём мире» с сионизмом, которому, где бы они ни находились, должны подчинять свои интересы. Ополитизированные догматы иудаизма о «богоизбранности» и мессианстве евреев, а также мифический тезис об их «исключительности» составляют одну из основ имманентно присущего идеологии и практике сионизма крайнего национализма, шовинизма и расизма.

Если такие достойные уважения люди находили в нем что-то привлекательное, то уж явно это были не идеи «национализма, шовинизма и расизма».

Сионизм есть концепция создания «еврейского национального очага». Это безусловно националистический проект. Он является по определению ошибочным и порочным с точки зрения анархизма. Теоретически, подобная концепция не противоречит марксизму в ленинистской версии с его учением о прогрессивности становления национального государства, как необходимого условия освобождения угнетенных народов. Социализм, как цель левых сионистов был предан во имя патриотизма и «общепонятных» национальных интересов. Возможно, что очаг развивался бы иначе, но сама идея национального государства спровоцировала проведение этнических чисток (именно так это называется) в 1947 году и заложила основы противостояния с арабским миром. Многие евреи понимали ошибочность позиций сионизма еще в начале 20 века, что отражено даже в фольклоре еврейского пролетариата восточной Европы. Многие социалисты-евреи считали сионизм просто глупостью:

  Псой Короленко и Даниэль Кан — «Глупые сионисты»: youtu.be/bJZNcUCVXBo

Кроме концепции сионизма было еще ряд проектов эмансипации евреев, которые в большинстве своем, были угнетенной и забитой этнической группой страдавшей от расистских нападок и погромов. Заметим, что страдали отнюдь не евреи-толстосумы, о которых трубили антисемитские краснобаи, а простые люди, жившие на грани или за гранью бедности. В этой ситуации нужно было что-то делать, чтобы банально прекратить убийства. Были концепции интеграции без ассимиляции. Были попытки решить социальную проблему перенаселенных еврейских гетто и городков с помощью аграрных поселений. Впрочем, победил сионизм, как концепция решения еврейского вопроса. И немало ей поспособствовал дремучий антисемитизм европейцев 30-40 годов, отголоски которого ощущаются в статье «АНТИФАШИСТЫ ПРОТИВ СИОНИЗМА».

Результатом расистской юдофобской истерии, прямо связанной с условиями капиталистического хозяйствования8, стал Холокост. Еврейские националисты пытаются акцентировать внимание людей на результате, а не на причинах этого явления. Их безобразные передергивания являются унижением памяти погибших. Реальная трагедия превращается в политический миф, оскорбляющий жертв. Примерно по той же схеме «профессиональные украинцы» пытаются превратить Голодомор в тему для неонацистских спекуляций и фактор современной политики. Попытка насчитать «дополнительные» миллионы. 6 вместо 5 в случае с еврейскими жертвами нацизма и 10 вместо 3,5 украинских жертв сталинской индустриализации (общее число погибших в СССР от голода в 32-33 гг. составляет около 7 миллионов) — примеры политической нечистоплотности, такой же, как и попытки отрицать эти случаи массового убийства.

Сионизм стоит рассматривать как историческое явление, а не как какую-то абстрактную идею. Тот, кто смотрит иначе, непременно скатывается к ошибочному идеализму, характерному для правых и ультраправых. Когда неофашистский идеолог Бенуа пишет о национальном социализме, характерном для левого движения 19 века он занимается интеллектуальным жульничеством, забывая упомянуть о том, что в то время национальные государства во многих странах мира только формировались. Убожество патриотизма еще не было подтверждено на практике. Шовинистический уклон не привел еще к ужасам двух мировых войн, за которые в том числе ответственны «патриотические левые».

Ален де Бенуа
Ален де Бенуа

То есть, опуская все эти факты и их объективную трактовку, Бенуа совершает интеллектуальный подлог. На подобных приемах построена большая часть идеологии ультраправых. Ложная идея может утвердиться, например, путем отрыва от исторического контекста, таких рецептов немало. В данном случае мы видим, что этот свойственный неонацистам прием заимствуют антифа и это плохо. При том что политика Израиля более чем отвратительна. Методы и цели всегда взаимосвязаны. И в данном случае статья больше послужит насаждению мягкой версии антисемитизма, чем чему-либо полезному. Посылы о «Руси» в окончании статьи вообще вгоняют в ступор. Статья полна антисемитских клише советской пропаганды. СССР со своим великодержавным русским шовинизмом и государственной юдофобией, замаскированной под антисионизм, подошло к фашизму довольно близко. Настолько, что быть антифашистом и цитировать Большую Советскую Энциклопедию (БСЭ)9... несколько нелогично. Кстати, воровать кусками из БСЭ не используя кавычек и не указывая источник — это даже не «антикопирайт», а дешевый плагиат. Антикопирайт — это когда автор создает интеллектуальный продукт и разрешает его свободное некоммерческое использование, а не тырит то, что плохо лежит.

Посему, на ЛС в ближайшее время появится ряд материалов, посвященных истории и критике национально-освободительных движений. Оно вроде бы неактуально, но полезно для тех, кто до сих пор, вопреки фактам, верит в национальные рецепты социального освобождения или пребывает в плену националистических предрассудков.

Левые националисты хотели освобождения человечества, впрочем, оказалось, что сами основания, на которых строился их проект, ошибочны. Современные ирландские анархисты из «Workers Solidarity Movement» очень удачно охарактеризовали это явление, когда в одной из программных статей написали, что героизм бойцов ИРА не доказывает правоту их идей. Благие патриотические намерения часто выстилают путь в ад.

В.З.

Источник: Лiва Справа

Примечания

  1.  http://street-art-161.blogspot.com/2010/07/blog-post_20.html
  2.  http://www.direct-line.org/2009/12/31/sevastopol-protiv-neonacistov-situaciya-v-ukraine.html
  3.  http://livasprava.info/content/view/1463/80/
  4.  http://antifa.fm/5539.html
  5.  http://livasprava.info/content/view/2636/1/
  6.  http://livasprava.info/content/view/1397/80/
  7.  http://yablor.ru/blogs/toni-djadt/715883
  8.  http://livasprava. info/content/view/2622/1/
  9.  http://slovari.yandex.ru/сионизм/БСЭ/Сионизм/