Рецензия обозревателя интернет-журнала Рабкор.ру Михаила Нейжмакова на сборник статей «Русский национализм между властью и оппозицией», изданный информационно-исследовательским центром «Панорама» в 2010 году. Почему так много футбольных фанатов связано с националистами? Что скрывает прошлое лидеров легальных фанатских организаций? Что связывает прокремлевские «молодежки» и ультраправых? Кто назвал Путина и Медведева «русскими националистами»? После беспорядков на Манежной площади, случившихся 11 декабря, только ленивый не поднимал эти вопросы. Об этом и многом другом рассказывает данное издание.

Особую актуальность в свете недавних событий приобретает статья известного эксперта по ультраправому движению Александра Тарасова «Субкультура футбольных фанатов в России и правый радикализм». Сегодня кажется незыблемым, что фанаты и ультраправое движение — едва ли не сообщающиеся сосуды. Однако автор статьи показывает, что еще в 1990-е все было гораздо сложнее. Недаром в те годы в фанатской среде бытовала легенда о спартаковце, повешенном наци-скинхедами на собственной «розе» (шарфе с эмблемой клуба). Впрочем, уже тогда в фанатской среде были распространены расистские идеи. Так, Тарасов рассказывает о сотрудничестве между лидером динамовских фанатов Александром Шпрыгиным и ультраправым рок-музыкантом Сергеем Троицким («Пауком») — до тех пор, пока их отношения не разрушила личная ссора. К слову, сегодня Шпрыгин — лидер респектабельного Всероссийского объединения болельщиков. На множестве примеров исследователь показывает, как росло влияние ультраправых в фанатской среде.

Александр Тарасов обращается к международному опыту и рассказывает, как взрывы «футбольного национализма» приводили к серьезным дипломатическим конфликтам и даже войнам. Такова, например, была предыстория войны между Сальвадором и Гондурасом, унесшей жизни около 2200 человек и превратившей в беженцев до 130 тысяч человек.

Не обойдена известным ювенологом тема антифашизма и даже левых взглядов в фанатской среде. Здесь он приводит примеры как из российской действительности (жесткий отпор наци-скинхедам со стороны фанатов ярославского «Шинника»), так и зарубежный (например, рассказывая о противостоянии фанатов «правой» «Лацио» и «левой» «Ромы» в Италии). Впрочем, Александр Тарасов делает вывод, что «субкультура футбольных фанатов неорганична для левых». Правда, на основе фактов, приведенных экспертом, можно сделать немного другой вывод: влияние левых на субкультуру фанатов в Европе снижалось параллельно с падением авторитета левых в рабочей среде.

Заместитель директора Центра «Сова» Галина Кожевникова подготовила для сборника статью «Ультраправые тенденции в прокремлевских молодежных организациях». В ней рассказывается о случаях членства ультраправых активистов в Молодой гвардии «Единой России» и движении «Наши», а также связи функционеров этих организаций с праворадикальными группами.

Подробную хронику уличных акций праворадикалов за 2008-2009 года представляет журналист и исследователь Дмитрий Беломестнов. А в статье политолога и переводчика Антона Шеховцова «Палингенетический проект неоевразийства: идеи возрождения в мировоззрении Александра Дугина» весьма интересно и подробно рассказывается о том, как причудливо переплелись элементы разных доктрин в работах этого консервативного идеолога.

Наконец, историки Татьяна и Валерий Соловей в статье «Русский национализм при Путине-Медведеве» рассказывают об эволюции ультраправого движения в России в «эпоху нулевых». Перед читателем проходит краткая история праворадикалов эпохи стабильности — политика властей по «приручению национализма», потеря влияния старыми лидерами движения и появление новых, которые смогли «оседлать» антииммигрантские настроения. Конечно, в небольшой статье нельзя изложить всех аспектов явления, но все же жаль, что авторы не коснулись вопроса изменения социальной базы ультраправых. Ведь к концу «нулевых» им симпатизировали уже не только «дезадаптанты», как в 90-е, но и вполне успешные представители условного «среднего класса».

Впрочем, история расколов даже в сильных ультраправых организациях и невозможность для них даже после крупных успехов (вроде Кондопоги) войти в большую политику, вновь напоминает о выводе, сделанном Валерием и Татьяной Соловей: «На сегодняшний день русский национализм не стал субъектом, самостоятельным игроком российской политики, что обрекает его и в дальнейшем на роль объекта властных манипуляций, или, словами известного романа, на роль „болвана в польском преферансе“».

Книга находится в свободном доступе на сайте центра «Панорама».

Скачать Сборник статей «Русский национализм между властью и оппозицией»
под ред. В.Прибыловского, М.: Центр «Панорама», 2010. — 160 с.
Скачано: 1792, размер: 1.6 MB

Михаил Нейжмаков, рецензия в интернет-журнале Рабкор.ру

Книгу также можно получить в печатном виде в офисе центра «Панорама» в Москве, приобрести в книжных магазинах «Фаланстер» и «Русская деревня», а также заказать через интернет-магазин.

1. Офис центра «Панорама»

Адрес: ул. Новодмитровская, 5а, 20-й этаж
Как проехать: см. на карте
Контактный телефон: +7 (495) 787 6338
* Примечание: Прежде, чем прийти, следует позвонить, чтобы сотрудник «Панорамы», к которому Вы идете, был к нужному моменту на месте и заказал Вам пропуск
Веб-сайт: www.scilla.ru

2. Книжный магазин «Фаланстер»

Адрес: Малый Гнездниковский пер., 12/27, стр. 2-3, метро «Пушкинская»
Как проехать: см. на карте
Контактный телефон: +7 (495) 749 5721
Часы работы: с 11-00 до 20-00 без перерыва и выходных
Веб-сайт: www.falanster.su

3. Книжный магазин «Русская деревня»

Адрес: Глинищевский переулок, дом 6 (за книжным магазином «Москва»), вход в виде арки. Магазин находится на первом этаже
Как проехать: см. на карте
Контактный телефон: +7 (495) 650 6031
Часы работы: ежедневно, кроме воскресенья, с 11-00 до 20-00
Веб-сайт: www.hamlet.ru