Антифа FM

антифашистский портал ex-«антифа.ру»
«Бесконечная война хаоса»

Вышел журнал «Антифашистский Мотив» № 9 (26)

Вышел 9-й (26-ой) номер журнала «Антифашистский Мотив». Его выход приурочен к дням памяти адвоката Станислава Маркелова и журналистки «Новой Газеты» Анастасии Бабуровой, убитых два года назад в Москве.

О фильме «Россия 88»

Я смотрела фильм Павла Бардина «Россия 88» на закрытом показе в старом кинотеатре «Фитиль» в Москве. Перед этим показом ходили слухи, что на него могут заявиться бонхеды, поэтому группа молодых антифашистов и анархистов пришла на него организованно, чтоб предотвратить возможные нападения на одиночек. Бонхеды не пришли, антифашисты составили компанию более великовозрастной публике: богеме, либеральной и творческой интеллигенции, казавшейся немного шокированной своей собственной храбростью. «Простых» зрителей в зале не было. Как мне показалось, в конце просмотра антифашисты остались в недоумении, а остальные впали в еще больший шок.

Актер Петр Федоров в роли лидера неонацистской группировки

Актер Петр Федоров в роли лидера неонацистской группировки

Получилось, что в фильме, как это часто бывает с художественными произведениями, изображающими зло, нет ничего убедительнее этого самого зла. Штык, главный герой истории, не перевоспитывается в конце фильма, а попросту убивает себя. Зрителю непонятно, раскаялся ли он в том, что стал виновником гибели «Ромео»-кавказца и «Джульетты»-сестры (авторы говорили о параллели сюжета с «Ромео и Джульеттой»). Более того, при желании в фильм можно вчитать и такой смысл: он раскаялся, но лишь в гибели сестры, он кончает с собой как борец за правое дело, верный, но запутавшийся в сети личной семейной трагедии.

Так или иначе, но нацизм в фильме Бардина настолько убедителен, что выглядит тотальным и непреодолимым. Зритель, до того мало что знавший об этой проблеме, остается раздавленным тяжестью проблемы. Более подготовленный зритель, для которого изображенная реальность не является шокирующей новостью, кто так или иначе хорошо знаком с лицами и повадками неонацистов, разглядит в фильме налет идиотизма и убогости, приданный авторами главным героям, но не увидит ничего сверх того.

Антифашизм, безусловно, сподвигнувший режиссера на создание картины, на мой взгляд, художественно проигрывает фашизму в фильме.

Между тем, неонацизм не тотален, силы сопротивления были, есть и будут, просто они — вместе со всеми своими решенными и нерешенными вопросами и проблемами — остаются вне поля зрения авторов. Первым же примером тому служит сам Павел Бардин.

Павел Бардин, режиссер фильма «Россия 88»

Павел Бардин, режиссер фильма «Россия 88»

Создатели фильма с большим рвением и отдачей сделали свою работу. Они скрупулезно изучили тему, и если их наци-скинхеды и выглядят иногда слишком нарочитыми, то это не имеет принципиального значения. И пусть они там поют вместе с староватым бывшим РНЕшником песню Гребенщикова «Этот поезд в огне»: в этом можно увидеть не прокол и анахронизм, а некий символ, связь поколений, захват культурных ценностей. Хорошие актеры, впечатляющие съемки с реальными москвичами, отвечающими почти поголовно на вопрос «телеканала», что они согласны с лозунгом «Россия для русских», драматичная история, готовность режиссера и продюсеров драться за свой фильм, за его прокатную судьбу, выступать с антифашистскими речами, — все это, как мне кажется, говорит о профессионализме и неравнодушии.

Сейчас такое время, когда любая манифестация антифашистской позиции, любая провокация общественной дискуссии на эту тему крайне важна. Общественная реакция на декабрьские публичные выступления ультраправых на Манежной площади в Москве и в других городах показала, как слабо многие представляют себе, в чем состоит суть антифашистской позиции. Даже некоторые из тех, кто привычно считает себя приверженцами антифашистских взглядов, произносили совершенно расистские речи и чуть ли не оправдывали беспорядки. Выступление с последовательных антифашистских и антирасистских позиций сейчас требует мужества и мудрости. Павел Бардин — один из тех, кто демонстрирует и то, и другое. Выступая на митинге «Москва для всех» 26 декабря 2010 года, он говорил о том, как ему жаль, что москвичи не выступили более массово против радикальных националистов. Присоединяясь к его сожалению, я не могу не отметить, что его фильм, несмотря на недостатки, которые я в нем вижу, вместе со смелой и последовательной позицией, высказываемой Бардиным в многочисленных интервью, оказали значительное влияние на увеличение числа тех, кто наконец заметил угрозу, грозящую нашему обществу.

Вера Кирсанова

2009—2017. Антифа FM. «Бесконечная война хаоса»

Наверх ↑