19 Января 2012. Антифашистская демонстрация памяти Маркелова и Бабуровой в Москве

Фото: Антифа FM

19 января, в Москве прошли шествие и митинг пямяти убитых три года назад нацистами Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой. В акции, организованной общественным Комитетом 19 января, приняло участие около 1 000 человек.

Кроме антифашистов и активистов левых организаций были представители правозащитной среды и активисты новых гражданских движений (например, «Белая лента). Посетили акцию и некоторые политики. По окончанию митинга полиция задержала троих организаторов акции за превышение численности участников шествия. Шествие было согласована властями на 300 человек.

Шествие от Арбатской площади по Никитскому и Тверскому бульвару проходило в плотном коридоре сотрудников полиции. Официально такое усиление объяснялось соображениями безопасности, но можно предположить, что после «похода на Лубянку» после митинга за честные выборы 5 декабря, власть очень настороженно относится к любым массовым акциям в центре города.

Колонна прошла по бульварам, выкрикивая антифашистские и часто антикапиталистические лозунги, а затем состоялся митинг. Из-за мороза организаторы постарались не растягивать акцию. Сначала два представителя Комитета 19 января зачитали обращение, где говорилось о растущей в условиях политического и экономического кризиса угрозе роста влияния ультра-правых, и напомнили, что Маркелов и Бабурова положили свои жизни в борьбе с этим злом.

Заявление Комитета 19 января на митинге

«Демократия и нацизм несовместимы»

Сегодня мы не обращаемся к вам «господа». Мы не обращаемся к вам «товарищи» или даже «граждане». Мы обращаемся к вам: люди! И вовсе не с точки зрения абстрактного гуманизма. Иногда человечность является понятием политическим. Поскольку есть политика, которая делает людей счастливее и продлевает их жизнь; и есть политика, которая делает их несчастнее и убивает их.

19 января 2009 года в центре Москвы были убиты Станислав Маркелов и Анастасия Бабурова. Мы помним о них не только из-за их самоотверженности в достижении лучшей доли как для самых незащищённых и отверженных, так и для всех нас. Не только из-за их бесстрашия в борьбе с фашизмом, который пустил свои корни от подворотен до властей. Часто они делали то, что не делал кроме них никто. И сейчас, мы ежедневно осознаем отсутствие адвоката Маркелова и журналистки Бабуровой там, где сотням самых разных людей требуется бескомпромиссная адвокатская защита и солидарное журналистское освещение.

Три года назад их застрелили неонацисты. Антифашистская демонстрация, прошедшая через год после убийства, стала самым многолюдным и самым значительным политическим событием конца двухтысячных. Тогда антифашистское движение обрело голос. Сегодня, как и каждый год мы снова здесь. Помнить, значит бороться!

Их убийцы, фашистские фанатики, оказались в тюрьме. Но фашизм ни в мире, ни в России, ни в Москве не побеждён. Он существует и постоянно меняет маски. Три года назад нацисты, до того в основном убивающие мигрантов, стали больше преследовать антифашистов, политических активистов и судей. Когда проснувшаяся милиция приступила к исполнению своих обязанностей в отношении ультраправых убийц, те прижали хвосты. Но год назад, мы получили уродливый и бессмысленный беспредел Манежки. Вместо требований прекращения хамства и коррупции в милиции и судах, вышедшие на площадь вскидывали зиги и обращали своё негодование на кавказцев.

В те дни был убит не в чём не повинный мигрант из Кыргызстана. Теперь, в январе 2012-го, на волне массовых протестов, крайне правые снова ищут для себя место. Они готовы принять респектабельный вид и выражаться осторожнее, только чтобы прорваться на сцену. Как свиньи они рвутся к корыту власти. И мы уже видели — как в бредовом сне — они выступают со сцены перед десятками тысяч манифестантов. Их мечта состоит в том, чтобы биться в истерике перед единодушной толпой. И чтобы эта, охваченная ненавистью и благоговением толпа, внимала каждому их слову и слепо следовала за ними. Они жаждут получить возможность расправляться со всеми, кто не соответствует их представлениям о норме. Ибо их главная эмоция есть ненависть ко всему новому, живому и свободному, непонятному и неизвестному.

Но опасность фашизма состоит не только в мобилизации и использовании желаний масс. Не только в манипуляции инстинктами толпы и внушении ей ненависти. Фашизм — это не только фашизм нацистской Германии. Тот фашизм был более полувека назад разбит в ходе народной войны, заставившей нацистского вождя покончить жизнь самоубийством, не дожидаясь международного трибунала. Фашизм — это не только определённые люди, называющие себя фашистами или неонаци. Фашизм существует и среди нас. Он содержится в мыслях, чувствах и представлениях, которые заставляют нас любить власть и стремиться к тому, что порабощает и эксплуатирует нас. Эти мысли, чувства и связанные с ними действия могут рано или поздно снова составить почву для нацистских манипуляций, вновь позволить состояться чудовищной власти какого-нибудь фюрера.

Страх и тревогу, посещающих каждого в современном изменчивом мире, фашизм предлагает нам магически заговорить, прячась в ложных убежищах консервативных ценностей. Но если мы выберем эти сомнительные опоры в качестве политической программы, мы затолкнём миллионы людей в тюрьмы и лагеря.

Неудовлетворённость в общественной и частной жизни, фашизм предлагает компенсировать принадлежностью к воображаемой правильной нации, выдуманным правильным людям. А неправильных и «нерусских» лишить прав или депортировать. Но сделав это, мы лишь глубже погрузимся в экономический кризис, вместе с кризисом демократии.

Методы правых и неонацистов связаны с насилием и убийствами. Ведь именно участники правых политических групп убивают мигрантов, антифашистов, правозащитников и политических активистов. Методы правых и власти заключаются в социальном исключении мигрантов. А искусственно созданная сегрегация может привести к оправданию насилия над исключёнными.

Они пытаются найти замену общественным и личным несовершенствам в приверженности к своему происхождению. Они стремятся надеть на нас смирительную рубашку нормы. Они играют на страхе и ненависти, приумножая их. Они любят власть. И там, где они не лгут ради получения власти, там они являют собой только агрессивную невежественность.

Именно поэтому они кричат «хватит кормить Кавказ». Хотя Кавказ далеко не самый дотируемый регион и проблема Кавказа связана с местной властью, присваивающей дотации и подавляющей несогласных. Именно поэтому они пичкают неокрепшие умы демагогией о мигрантах. И не упоминают о том, что их национал-демократические единомышленники у власти в Европе будут вышвыривать оттуда русских как этнически и религиозно «неполноценных». Они готовы объединяться с представителями власти, пытаясь запретить мигрантам вход на Красную площадь в новогоднюю ночь, нападая на экологические лагеря или занимаясь рэкетом в интересах крупного бизнеса. Они готовы выступать вместе с другими оппозиционерами против антиэкстремистского законодательства, но его отмена нужна им лишь для того, чтобы безнаказанно раздувать вражду между нами. А у правых в России много врагов: Геи, лесби и транссексуалы, мигранты и «нерусские», мусульмане и евреи, коммунисты и либералы... В друзья они берут только бедолаг, которые верят их бредням.

Мы видим беспринципность их политических связей, и мы видим сколько у них врагов. Именно поэтому в случае демократической революции, которая потребует свободы и равенства для всех, они станут опорой для нынешнего режима.

Итак, что же это за две политики, для разговора о которых мы взяли сегодня слово.

Есть политика нации. И это политика страха, неравенства, насилия, ненависти и исключения.

И есть политика народа. Это политика, которая исходит из равенства умов, напряжённо стремящихся — хоть это и не всегда просто — понять друг друга. Для такой политики равенство важнее любого происхождения, языка и цвета кожи. Это политика существ, стремящихся к пониманию условий своего существования, и вместе борющихся за своё счастье и лучшую жизнь для других. Это политика, которая не приемлет, чтобы власть над множеством человеческих коллективов получали те, у кого лучше подвешен язык, кто чаще вертится перед камерами и активнее втирается в структуры власти. И это политика, которую мы стремимся осуществлять уже сейчас, в работе нашего комитета. Поэтому мы скрываем свои лица и не действуем по законам медиа. Мы дистанцируемся от захвативших современную политику страстей по пиару. Мы не хотим производить медиа-звёзд, чтобы потом представлять или возглавлять какое-либо движение. Мы обращаемся к вашей сознательности и самостоятельной способности совместного действия, которое призываем противопоставить нацистской угрозе.

В современной России существуют обе эти политики, сталкиваясь и прочерчивая линию борьбы на политической сцене и в повседневной жизни.

В той мере, в какой в нашей стране есть люди второго сорта... Ровно в той мере мы все живём в фашистской стране. Поскольку унизительное деление людей по сортам является формой фашизма, способной существовать в обществах разного типа. И мы будем бороться против этого! В той мере, в какой трудовые отношения поддерживают неравенство, ставящее часть людей в нечеловеческие условия жизни, только потому, что такое неравенство приносит кому-то дополнительную прибыль, мы будем бороться против таких трудовых отношений!

Но в нашей стране существует и политика народа. Она существует в остатках свободы слова. В возможности различий в политических взглядах, личных приверженностях и внешнем виде людей. В возможности индивидов и коллективов бороться за лучшую долю. Это политика, которую ради изменения своей жизни люди проводят сами. Мы выступаем на стороне такой политики. И мы видим мир, в котором каждый имеет равные возможности участия в принятии политических решений, равные возможности и условия труда и образования, имеет, наконец, уважение вне зависимости от особенностей устройства своего тела и звучания языка.

От исхода противостояния этих двух политик зависит наше с вами существование и вплетённая в него свобода. И возможность нашей свободы неразрывно связана с возможностью свободы для тех, кто по мнению нацистов её не достоин: свободы для мигрантов, активистов, бедных, сексуальных и религиозных меньшинств.

Не мигранты и «инородцы» угрожают мифическому «коренному большинству», а ультраправое меньшинство угрожает несводимому ни к какому единству множеству совместно живущих существ. Дело не в «русском вопросе», а в коррупции и устройстве общества, позволяющем одним подавлять, эксплуатировать и затыкать рот другим вне зависимости от национальности и вероисповедания. И национализм — обязательный элемент такого общества. Напротив, антифашистская борьба неотъемлема от борьбы за настоящую демократию, за право голоса для всех, кто сегодня лишен голоса, за право участия в политической жизни страны для всех, кто сегодня лишён возможности участия.

На фашистский лозунг «Россия для русских» мы отвечаем: Россия для всех, кроме фашистов!

Мы солидарны со всеми антифашистами мира. С теми, кто борется сейчас вместе с нами, и с теми, кто томится в застенках.

Комитет 19 января

Среди выступающих были хорошо знавшие Стаса и Настю представители антифа-движения. Один из руководителей «Мемориала» Александр Черкасов призвал собравшихся не отдавать правым ни пяди земли и бороться с их влиянием, в том числе, и в том широком протестном движении, которое появилось после декабрьских выборов. В противном случае, по его словам, антифашистам останется «агитировать самих себя».

Молодая журналистка из Киргизии говорила о том, что имена Маркелова и Бабуровой знают в странах бывшего СССР. Для многих приезжих из азиатских республик жизнь в Москве превращается в кошмар не только из-за жестокой эксплуатации, но также по причине агрессивной ксенофобии некоторых аборигенов. Причем, хозяева, которым гастарбайтеры приносят огромные прибыли, относятся к ним не многим лучше животных. Так, семьи погибших при взрыве ресторана на Юго-Западе Москвы двух граждан Киргизии получили компенсацию, по словам журналистки, «меньше чем стоимость обеда в этом ресторане».

Андрей Демидов, выступивший от «ИКД», передал собравшимся привет от политзаключенного, профсоюзного лидера Валентина Урусова, и сказал, что особенностью Стаса и Насти было единство слова и дела, убеждений и гражданской активности. «Когда нужна была консультация юриста, мы звонили Стасу. Когда была нужна помощь в организации кампании, мы тоже звонили Стасу», — сказал Андрей Демидов.

Оратор также призвал собравшихся включиться в кампанию по противодействию принятию Думой законопроекта, вводящего запрет на профессию для лиц, привлекаемых по экстремистским статьям. «С «запрета на профессию» для евреев начинался фашизм в Германии. Сейчас российское государство, к сожалению, идет тем же путем», — сказал Демидов.

В конце митинга собравшиеся почтили память убитых антифашистов минутой молчания.

Источник: ИА «ИКД»

К сожалению, в этот вечер не обошлось без инцидентов. И до начала акции, и после её завершения отдельные группы неонацистов совершали нападения в метро на участников и участниц шествия, выслеживая одиночек, отстающих к месту сбора, или возвращающихся с акции людей и нападая группами.

Так, на метро «Арбатская» группа неонацистов избила девушку и пробила ей голову кастетом, недалеко от Пушкинской площади неонаци вшестером напали на участника шествия прямо в вагоне метро.

Из других городов тоже доходят аналогичные известия — неонацисты открыли стрельбу из травматических пистолетов по антифашистам в метро, в Воронеже выследили троих отставших участников пикета и напали на них со спины, нападения также имели место в Киеве, Севастополе, Симферополе. Не отставала от неонацистов и полиция — в Нижнем Новгороде один из участников возложения цветов был похищен полицейскими прямо с места проведения акции, в Киеве спецчасти милиции потворствовали неонацистам. В Москве полиция запрещала людям проходить на Никитский бульвар под предлогом превышения численности, согласованной мэрией, а после завершения акции задержала одну из организаторш для составления протокола и направления его в суд.

Одним словом, сама практика проведения антифашистких акций в разных городах СНГ показала, что неонацисты вовсе не стали «белыми и пушистыми», что их политические представители на различных «демократических совещаниях» и общегражданских митингах, надев пиджаки и «приличные» пальто, лишь маскируют истинную суть своего движения — приверженность политическому насилию с целью прорыва к власти и сворачивания демократических прав и свобод. Об этом стоит ещё раз подумать перед массовыми акциями 4 февраля. Не может быть никакого единства с неонацистами, ни на антипутинской, ни на какой-то другой платформе.

No pasarán!

Источник: опубликовано на сайте «Комитета 19 января»

См. дополнительно в СМИ и блогах:

Фотоотчеты:

Видео:

Фото: Антифа FM